КАРАВАЕВ Валерий

орнамент.jpg

КАРАВАЕВ Валерий,

начальник Семипалатинского областного управления торговли (1986 – 1993гг.),  президент акционерной компании «Семей саудасы» (1993-1996гг.)

«АКШЫН»: ЛИДЕРСТВО ВО ВСЕМ

— Вряд ли в нашем городе есть более популярный и посещаемый торговый центр, чем «АКШЫН». И в будни, и в праздники сюда едут за продуктами, одеждой и обувью, бытовой техникой и многими другими товарами. Многотысячный людской поток стабилен круглый год: сухая статистика свидетельствует, что в среднем за день здесь бывает до 10 тысяч покупателей. А в предпраздничные и праздничные дни посещаемость ТЦ «АКШЫН» возрастает в разы. Рабочих мест, созданных в этом торговом центре, сейчас насчитывается около трех тысяч.

О чем свидетельствуют столь впечатляющие цифры? Конечно же, о продуманной стратегии и грамотной тактике ведения бизнеса, о том, что в дело вложены серьезные финансовые средства, что работает слаженная команда профессионалов. А руководителем и вдохновителем этого успешного торгового предприятия является известный предприниматель Марат Курманбай.

Поэтому будет логичным подробнее остановиться на том, как создавалось предприятие, как оно развивалось, на личности руководителя, усилиями и целеустремленностью которого рядовой рынок превратился в современный универсальный торговый центр, в том цивилизованном и эстетичном виде как мы уже привыкли видеть. А ведь 25 лет назад, когда молодой бизнесмен только взялся за строительство нового рынка, все выглядело менее перспективно и радужно. Накануне юбилея принято вспоминать пройденный путь, анализировать, что удалось сделать, что еще предстоит.

За четверть века ТЦ «АКШЫН» (первоначальное название «Семей базары») изменился до неузнаваемости и сегодня отвечает самым высоким стандартам организации. Будучи начальником управления торговли Семипалатинского облисполкома, я длительное время по долгу службы занимался проблемами развития торговой сети города и области. В начале 90-х годов прошлого столетия в областном центре остро стоял вопрос реконструкции действующих торговых предприятий и строительства новых объектов и в частности рынка.

Строительство подобных социально значимых объектов как любое новое дело требовало немало сил, времени и средств. Да и общая ситуация в экономике, социальной сфере была крайне непростой. А строить рынок надо, тем более, что предварительные согласования были проведены, выделен земельный участок. В связи с этим было принято решение создать АО «Семей базары» с участием заинтересованных бизнесменов, готовых вложиться в строительство городского рынка. Возглавил команду М. С. Курманбай, руководивший на тот момент брокерской фирмой «Олжа». Поэтому все работы по строительству объекта легли на его плечи.

На пути тогда молодого предпринимателя возникало немало трудностей по согласованию и решению вопросов, связанных со строительством. Время было сложное, да и вопросы, которые возникали, были непростыми. Но уже тогда на начальном этапе стало очевидным, что Марат не боится трудностей, обладает творческой энергией, необходимым упорством, решительностью и настойчивостью. Благодаря этим качествам в сочетании с молодым азартом и увлеченностью строительство нового рынка завершилось в намеченные сроки.

Но, как оказалось, здание – это еще полдела. Предстояло привлечь предпринимателей, чтобы создать новые рабочие места, сформировать необходимый ассортимент товаров, при этом обеспечивать высокую культуру торговли. Одновременно с решением стратегических задач Марат Серикжанович продолжает облагораживать и обустраивать рынок. В период тотального дефицита кому-то это могло показаться лишним, по поговорке «не до жиру…», но не для нашего земляка. Со свойственной ему энергией Марат развивал рынок, создавая из него предприятие нового типа. Предприниматель много ездил по стране, советовался с профессионалами, изучал зарубежный опыт по организации рынков и торговых центров. Словом, определив для себя высокие критерии качества и материально-технической оснащенности, он в короткое время сумел обогнать в этом направлении рынки крупных городов. Я сам, неоднократно посещая рынки областных центров Казахстана и других республик, с удивлением и гордостью отмечал, что «АКШЫН» лучше! Поэтому совсем не случайно, а заслуженно М. Курманбай был избран вице — президентом Ассоциации предприятий торговли сферы услуг РК. Также он неоднократно избирался депутатом городского маслихата, сейчас — депутат областного маслихата, является Почетным гражданином города Семей. Соответственно рынок «АКШЫН» по итогам республиканского конкурса среди торговых предприятий страны несколько раз признавался лучшим.

В настоящее время, несмотря на достигнутые результаты, Марат Серикжанович продолжает развивать бизнес. Нынешний ТЦ «АКШЫН», можно сказать, организован по принципу «любой каприз – за ваши деньги». Для удобства покупателей имеются раздельные, изолированные зоны торговли с учетом товарного соседства. На втором этаже просторная и комфортная зона отдыха, кафе, работают эскалаторы. В целях сохранения качества продуктов и соблюдения норм санитарно-эпидемиологической безопасности в распоряжении предпринимателей холодильные камеры и витрины, электронные весы, ветеринарная лаборатория. Кроме товаров и продуктов, посетителям предлагаются услуги парикмахерской и химчистки, столовой и обменного пункта, аптеки. Во всем дисциплина и порядок. Иными словами, находясь на вершине жизненного успеха, известный бизнесмен не расслабляется, не почивает на лаврах. И в этом — его характер, он человек с большим творческим потенциалом и не привык сдавать позиций, уступать первенство.

Глядя на сегодняшнего президента корпорации «АКШЫН», уважаемого и авторитетного общественного деятеля, который вносит большой вклад в развитие города и региона, занимается благотворительностью и меценатством, можно подумать, что он родился «с серебряной ложкой во рту». Но это не так. Он вырос в одной из окраин нашего города. Присущие всем окраинам кривые улочки, неустроенность, отдаленность от спортивных и культурных учреждений, казалось бы, мало способствовали развитию личности. Но, как говорит японская пословица, важно не происхождение – важно воспитание. Марат обладает широким кругозором, сильным характером и внутренней дисциплиной, он привык преодолевать трудности, идти вперед.

Как человек с достаточным жизненным опытом, хочу поделиться своим мнением: чтобы поднять большой бизнес, заслужить уважение и доверие людей, недостаточно одних финансовых средств и удачи. Деньги сами по себе не работают, они созидательны в том случае, когда бизнесмен вкладывает в дело душу, опирается на команду и партнеров, верит им и уважает, когда у него слова не расходятся с делом. Жизнь и бизнес Марата Курманбая тому подтверждение.

орнамент.jpg

«АҚШЫҢ»: ШИРЕК ҒАСЫРДАҒЫ ШАРЫҚТАУ